Скорик, Лариса Павловна

Материал из ДОСЬЕ
Версия от 13:18, 25 августа 2013; Colonel (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Скорик Лариса Павловна
Скорик Лариса.jpg
Архитектор, профессор, руководитель творческой мастерской Академии изобразительного искусства и архитектуры, член-корреспондент Академии искусств Украины, заместитель председателя Украинского общества охраны памятников истории и культуры.

Биография

Родилась 4 октября 1939 года в г. Любеч, Львовской обл. в семье учителей. Oкончила Львовский политехнический институт. Является членом НРУ. Стала делегатом Учредительного собрания НРУ, а так же членом Центрального руководства. Председатель Всенародного движения Украины. Вице-президент Союза архитекторов Украины. Народный депутат 1-го созыва (1990—1994). Председатель общества «Украина - Израиль».

«Родители были профессорами гимназии, тогда это называлось професура гiмназiальна. Они были совершенно потрясающими людьми: папа играл на скрипке, рисовал. Мама была эстеткой. Папа преподавал биологию, мама - языки. Если считать и славянские, я знаю пять языков» - рассказывала Скорик. [1]

Из интервью:

Скорик в юности

У нас в семье был культ великой и единой Украины, без разделения на «схiднякiв» и «захiдникiв». Большие семьи мамы и отца были практически уничтожены в боях за Украинскую Народную Республику. Все они погибли за эту идею. И у меня это в генах. В доме висели портреты Тараса Шевченко, Ивана Франко, Леси Украинки.

Был и портрет австрийца Вильгельма Габсбурга, который своему венценосному дяде говорил, что украинцы заслуживают того, чтобы иметь свое государство. Кстати, по линии матери до пятого колена во мне есть немецко-австрийская кровь. Хотя немцы не производят на меня впечатления. А вот австрийцы — да! Мне с ними легко: они не такие прагматики.

Мне было четыре года, когда я на полях старой книжки (бумаги тогда не было) нарисовала дом. И самое интересное, что он был изображен в перспективе, а не фасадно, как дети обычно рисуют. Маму это потрясло. В семь лет я решила, что стану архитектором.

Жить во Львове и не любить архитектуру — это странно. В нашем районе в основном были особняки, в том числе построенные в стиле раннего конструктивизма. Я ребенком влюбилась в этот стиль. Мои родители были преподавателями в гимназии, имели прекрасный дом. В нем было 23 двери: мы, дети, посчитали.

На нашей улице еще в 1957 году стояли газовые фонари. Очень красивые, изысканной формы. И ходил человек, который их вечером зажигал, а утром тушил. Улица была фактически каштановой аллеей, где чередовались розовые и белые каштаны. Мы всей семьей гуляли по ней в воскресные дни. У моих родителей было великолепное ощущение пропорции зданий. Они все время восклицали: «Посмотри, как красиво сделано!». Теперь те каштаны постарели, высажены новые. Газовые фонари уничтожили.

В 14 лет я поступила на архитектурный факультет Львовского политехнического института. Я была без паспорта, меня приняли с трудом. Окончила институт с красным дипломом. И меня распределили в поселок Рудный Карагандинской области.

Мой профессор Ян Багенский заступился за меня: «Но она же лучшая студентка! Имеет право выбора». Ему ответили: «Хорошо училась — хорошо будет работать. Там такие нужны».

Я собрала денежку и слетала туда. Это были выселки, самый натуральный лагерь! Там даже землемеру нечего было делать, не то что архитектору. Заявляю: «Я туда не поеду!». Меня отстранили от диплома. Две недели сидела дома. И все-таки вопрос решился. Пришли ко мне и сказали: «Ты едешь в Донецк». Я обрадовалась: «Ну это же Европа! Париж! Конечно, еду!». И прекрасно чувствовала себя в Донецке. Нашла там интеллигентных людей, мы дружим до сих пор.

- Почему вас хотели отправить в тот поселок? За что такая немилость?

- Я имела массу проблем с КГБ, потому что тусовалась с неблагонадежными людьми, была среди них самой младшей. Можно сказать, еще соплячка. Нашей гранд-дамой была Олена Антонив, будущая вторая жена Вячеслава Чорновила (мать Тараса) — они тогда еще не познакомились. Мы особо ничем не занимались, но говорили, рассуждали на недозволенные темы.[2]

Первый муж — полушвед

«С первым у нас случился скоропалительный юношеский брак. Это был очень милый парень, полушвед, мы расписались в Таллине во время студенческих каникул. Я уехала во Львов и подумала: "Боже, мне же еще учиться надо!" Через полтора года брак распался...»[1]

Второй муж - Миросла́в Миха́йлович Ско́рик — украинский композитор и музыковед. Народный артист Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, член-корреспондент Академии искусств Украины, профессор, кандидат искусствоведения, заведующий кафедры композиции Львовской национальной музыкальной академии имени Н. В. Лысенко, глава Львовского отделения Союза композиторов Украины, секретарь Союза композиторов Украины. Герой Украины (2008).[3]

Лариса Скорик не замужем, есть дочь Милана и трое внуков.

Анна Герман

Архитектор, профессор, руководитель творческой мастерской Академии изобразительного искусства и архитектуры, член-корреспондент Академии искусств Украины, заместитель председателя Украинского общества охраны памятников истории и культуры.

Связи

Герман Анна Николаевна, советник президента Виктора Януковича. Скорик являеться ближайшей подругой Анны Герман. Активно агитировала за Януковича на выборах 2004 года.

Скорик — агент КГБ?

Политик Олесь Доний считает Ларису Скорик агентом КГБ, и всех тех, кто перешел на сторону Партии регионов. А это, по его мнению, не просто «та сторона», а мистическая пророссийская «ось зла». «Вот со мной в НРУ в правлении было несколько человек. У меня нет доказательств, что они принадлежали к КГБ, нет, но есть конкретный факт, что эти люди потом в один момент поменяли ориентацию с национал-демократической на пророссийскую и начали подыгрывать Партии регионов. Это касается, например, Александра Лавриновича, который был со мной в центральном проводе НРУ, Ларисы Скорик» [4]

Cама Лариса Скорик отрицает свое сотрудничество с КГБ. Напротив, сейчас она считает себя рьяной антисоветчицей, с 16 лет. «После того как я уже стала народным депутатом Украины (март 1990-го - апрель 1994 года. - Авт.), увидела 22 тома дела, которое на меня завели в КГБ УССР, - с 16 лет меня считали убежденной антисоветчицей. И председателю КГБ Федорчуку я не нравилась, и у его преемника Мухи был на меня зуб...» 1

Янукович - аристократ в 4-м поколении

«Я, как архитектор, по абрису и повороту головы, по форме рук могу довольно много понять о генеалогическом древе. Так вот, как бы ни пытались язвить насчет Януковича и превозносить Юлию Тимошенко, его строение, тектоника, если на то пошло, свидетельствует о принадлежности к высшему сословию, а ее внешние данные указывают на плебейство», - заявила Скорик.

Он ни разу не ответил «на мерзкие нападки, когда обзывали вором, насильником

По словам Ларисы Скорик, мать Януковича - родом из Орловской губернии: «Ее родня по мужской линии - отец, дед, прадед - священники. Духовных лиц в царской России, так же, как врачей и учителей, отличала образованность и интеллигентность, даже если они служили в деревенских приходах».

В подтверждение своих слов об интеллигентности Януковича Скорик напомнила, что он ни разу не ответил «на мерзкие нападки, когда обзывали вором, насильником». «Признаюсь, в ту пору предложила ему вариант «адекватного ответа». Даже со стороны невозможно было терпеть подобные потоки черного пиара! Он не согласился: «Не надо. Некрасиво». В Януковиче есть внутренняя порядочность, а ожесточенности, которую могло оставить сиротство, нет. Хотя постоять за себя он научился - в тот край не только интеллигентов на перевоспитание ссылали», - добавила она.

Литературные и географические казусы Януковича Скорик ему прощает: «Он досконально владеет темами, которыми занимался как экономист, как руководитель. И может не знать того, что знают люди, далекие от производства… Понимаете, прочесть книгу никогда не поздно. А вот приобрести опыт, необходимый для созидания государства, и применить его способен далеко не каждый теоретик». По выводам исследовательницы абриса Януковича, внешние данные Юлии Тимошенко указывают на плебейство».[5]

Майдан — формировщик «безвкусицы» у тех, кто там собирается

По мнению Скорик, с точки зрения архитектуры аура Майдана Независимости является неблагоприятной и неприличной.

По ее словам, это место невозможно назвать полноценной площадью, благоприятной для общения, поскольку она разделена транспортным соединением, там нет зеленых насаждений и встречаться людям там совсем некомфортно.

«Это произведение архитектурно-монументальное является абсолютным китчем ХХІ столетия и в такой «китчеватой» атмосфере могут происходить только «китчевые» вещи», - сказала Скорик.

Она подчеркивает, что архитекторы уже больше 20 лет призывают реконструировать главную площадь страны, разделить транспортные и пешеходные зоны, подняв саму площадь на верхний уровень. Однако к мнению специалистов власть не прислушивается.

«Сейчас это место настолько неэстетичное, настолько несовременное, что встречаться там и собирать там людей означает воспитывать в них на долгие года абсолютное чувство безвкусицы», - подчеркивает Скорик.[6]

Гарвардские студенты плачут

Очередной проект Ларисы Павловны многих киевлян обескуражил. Архитекторы долго гадали, чем бы застроить столичное Набережное шоссе: выдвигали уйму предложений, проводили конкурсы, даже привлекали студентов Гарвардского университета, но 8 сентября вопрос разрешился – градостроительный совет одобрил проект Ларисы Скорик, предполагающий возведение торгово-офисного комплекса на месте сегодняшнего рынка «Рыбалка».

Сама же Лариса Скорик считает, что женщинам виднее, какая архитектура лучше. Архитектура – это синтез технологий, физико-математических расчётов и художественных образов, – говорит она. – Я думаю, нет нужды доказывать, что эстетический вкус у женщин, как у более тонких натур, развит лучше.[7]

Музей Шевченко может рухнуть

Музей Шевченко в Каневе, который с 2003 года находится на реконструкции, официально открылся на празднование Дня Независимости 2010 года. Правда, не в том виде, как запланировал архитектор здания Василий Кричевский, а... с евроремонтом. Автор нового «оригинального» проекта - Лариса Скорик, которая без конкурса стала руководительницу реставрационных работ.[8]

Музей Тараса Шевченко

Реставраторы отмечали, что госпожа Скорик был назначен архитектором экспозиции без открытого конкурса, а только решением Научно-методического совета по вопросам охраны культурного наследия Министерства культуры и туризма. Хотя официально Лариса Скорик должен заниматься только экспозицией, она руководит и реставрационными работами в музее.

Но владельцем авторских прав на здание музея являеться внук Василия Кричевского. Он откровенно сказал: «Я обязательно обращусь через диаспору к президенту за нарушения авторских прав. Так же не делается».

Некоторые новации из проекта Ларисы Скорик могут привести к обвалу всей постройки. В «УкрНИИпроектреставрация» заверили, что новое размещение дверей в здания не соответствует правилам противопожарной безопасности. Кроме того, вместе с полом необходимо заменить все перекрытия, ведь деревянные балки второго этажа не выдержат гранит, который планируют положить на пол.

Автор новой планировки Лариса Скорик считает, что в действительности реставрации не было проведено, потому исполнители разворовывали бюджетные средства. «Куда ушли 66500000 гривен? Только крышу перекрыли - и все... И в подвале вычистили несколько новых помещений. До апреля это были руины», - рассказала о действиях предшественников госпожа Скорик.

«Для того, чтобы экспозиция была достойной, то должно быть не провинция. Зайдите в любой музей, экспозиция которого творится в третьем тысячелетии в Европе! Мы говорим, что идем в Европу. Так не надо тянуть провинцию туда», - подчеркнула она. "Провинция" в данном случае - это паркетное покрытие. Своими словами госпожа Скорик ставит под сомнение целый ряд европейских музеев. Как ни странно, но в Лувре и музее Родена есть паркет, и кураторы выставок не стремятся заменить его на более современный или удобный материал.

Достопримечательность списать и посторить торговый центр

Скорик считает целесообразным снос здания на улице Сагайдачного,1 в Киеве.

Усадьба Казанского. Под снос

«Еще в 90-х годах Научно-исследовательским институтом теории и истории архитектуры было указано, что дом потерял значительную часть аутентичных фрагментов. И до 1996 года не эксплуатировался вообще, что привело к его аварийному состоянию», - заявила архитектор.[9]

Она также отметила, что дом находится в особенно оползнеопасной зоне Владимирской горки, и, согласно выводу известного и авторитетного Государственного Научно-Исследовательского института строительных конструкций, на склоне за домом есть опасные оползневые процессы, которые в очередной раз повредили существующие подпорные стены, деформировали ступеньки Владимирской горки, создали эрозионные явления, а состояние дренажной системы только оказывает содействие активизации оползневых процессов.

«Поэтому строительство на месте дома новых удерживающих сооружений и нового здания является наиболее целесообразным и с точку зрения обеспечения стойкости склона, который давно нуждается в надлежащем укреплении его подножия», - убеждена Скорик.

Цитаты

«Еврейская история проистекает в переплетении печального и иронично-радостного»[10]

Последние творения

Идея Скорик

16 января 2011 года в Киеве открыли памятник Святому Василию. Скульптура находится на Вознесенском спуске.

Идея скульптурной композиции принадлежит архитектору Ларисе Скорик.[11]

Источники